ЕГЭ БИОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ЕГЭ по биологии самоподготовка

ЕГЭ. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / А.А. Каменский, Н.А. Соколова, А.С. Маклакова, Н.Ю. Сарычева. — М: Издательство «Экзамен», 2011. — 510, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Полный курс А, В, С»)

Предлагаемое пособие содержит теоретический материал, тестовые задания и варианты экзаменационных заданий для самостоятельной подготовки к Единому государственному экзамену по биологии. Все задания сопровождаются ответами и комментариями.
Книга рассчитана на выпускников средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, может быть использована абитуриентами для подготовки к экзамену в вуз, а также окажет помощь преподавателям биологии.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

Структура экзаменационной работы

Работа по биологии состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

  • Часть 1 включает 36 заданий (А1-А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
  • Часть 2 содержит 8 заданий (В1-В8): 3 — с выбором трех верных ответов из шести, 3 — на соответствие, 2 — на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
  • Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом (С1-С6).

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).

Что должен знать выпускник средней школы

Выполнение экзаменационной работы по биологии потребует от выпускников средней школы следующих знаний и умений:

  • знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы;
  • знание строения и жизни растений, животных, человека, основных групп растений и классификации животных;
  • умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров из практики сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения и т.д. Этому умению придается особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмысленности знаний, о по­нимании излагаемого материала экзаменующимся.

Как оцениваются отдельные задания и работа в целом

За верное выполнение заданий А1-А36 выставляется 1 балл.
За верное выполнение заданий В1-В6 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.
За верный ответ на задания В7-В8 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов. В других случаях выставляется 0 баллов.
Указания к оцениванию ответов заданий С1-С6 будут даны ниже на примере конкретных ответов.

Как проверяется экзаменационная работа

Задания первой части работы автоматически обрабатываются после сканирования и не требуют для их оценки привлечения лиц со специальным биологическим образованием.
Результаты выполнения заданий второй части с кратким ответом автоматически обрабатываются после сканирования. Эксперты привлекаются лишь в тех случаях, когда возникают проблемы со считыванием или его интерпретацией.
Задания с открытым развернутым ответом проверяются специалистами-биологами.

Оглавление

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
Структура экзаменационной работы
Что должен знать выпускник средней школы
Как оцениваются отдельные задания и работа в целом
Как проверяется экзаменационная работа
Словарь терминов ЕГЭ
ТИПОВОЙ ВАРИАНТ ТЕСТА
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Ответы к заданиям
Часть 1
Часть 2
Часть 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ.
РАЗДЕЛ 1. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники
Вегетативные органы растений
Особенности растений как живых организмов. Основные ткани и органы высших растений. Растения и окружающая среда
Корень: развитие корня из зародышевого корешка, виды корней, типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Удобрения. Видоизменения корня
Лист. Значение листьев в жизни растений. Внешнее строение листа. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями. Листопад
Стебель. Понятие о побеге. Развитие побега из почки. Значение стебля. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями. Образование годичных колец.
Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Видоизмененные побеги: их строение и хозяйственное значение
Вегетативное размножение цветковых растений. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения
Тестовые задания

Генеративные органы растений. Семя. Плод
Цветок и плод. Строение цветка. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение
Образование семян и плодов. Типы плодов. Распространение плодов и семян. Значение цветков, семян и плодов в природе и жизни человек?
Семя. Строение семян двудольного и однодольного растений. Состав семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростка
Время посева и глубина заделки семян
Тестовые задания
Водоросли
Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей. Размножение водорослей. Нитчатые водоросли.
Значение водорослей в природе и хозяйстве
Тестовые задания

Мхи. Папоротникообразные
Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности строения. Образование торфа и его значение
Папоротники, хвощи, плауны. Строение и размножение
Тестовые задания
Голосеменные
Строение и размножение голосеменных на примере сосны и ели. Распространение хвойных, их значение в природе,
в народном хозяйстве
Тестовые задания

Покрытосеменные
Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических категориях. Значение международных названий растений
Основные семейства класса Двудольные
Основные семейства класса Однодольные
Тестовые задания

Развитие растительного мира на Земле
Основные этапы исторического развития и усложнения
растительного мира. Создание культурных растений человеком
Бактерии
Строение и жизнедеятельность бактерий. Распространение бактерий и их роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними
Тестовые задания

Грибы. Лишайники
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Условия жизни грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве
Строение, питание, размножение лишайников. Симбиоз.
Роль лишайников в природе и хозяйстве
Тестовые задания

РАЗДЕЛ II. Животные
Зоология — наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и отличие животных и растений. Классификация животных.
Одноклеточные
Общая характеристика
Тип Саркомастигофоры. Представители.
Строение, распространение, значение
Тип Инфузории. Инфузория-туфелька, особенности строения и процессов жизнедеятельности, раздражимость, размножение
Многообразие и значение одноклеточных. Малярийный паразит — возбудитель малярии
Тестовые задания

Многоклеточные
Тип Кишечнополостные, общая характеристика типа
Пресноводный полип — гидра: среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Нервная система. Рефлекс.
Регенерация. Размножение вегетативное и половое
Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и их значение
Тестовые задания

Плоские, Круглые и Кольчатые черви
Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение, мускулатура, питание, дыхание, выделение, нервная система, размножение, регенерация
Представители типа Плоские черви: их строение, распространение и значение
Тип Круглые черви (Нематоды). Общая характеристика типа.
Внешнее строение, полость тела, питание, размножение
и развитие. Многообразие паразитических червей и борьба с ними
Представители типа Круглые черви: строение, распространение, значение
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа.
Внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, регенерация, размножение
Представители типа Кольчатые черви: строение, распространение и значение
Тестовые задания

Тип Моллюски
Общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение.
Особенности процессов жизнедеятельности
Представители типа Моллюски: строение, распространение, значение
Тестовые задания
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа
Класс Ракообразные. Речной рак: среда обитания, внешнее
и внутреннее строение, особенности процессов жизнедеятельности.
Класс Паукообразные. Паук крестовик: среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Роль клещей в природе и их практическое значение.
Меры защиты человека от клещей
Тестовые задания

Класс Насекомые. Общая характеристика
Отряды насекомых с полным превращением:
Жесткокрылые, Чешуекрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые
Насекомые с неполным превращением: отряд Прямокрылые.
Перелетная саранча — опасный вредитель сельского хозяйства
Тестовые задания

Тип Хордовые
Общая характеристика типа. Класс Головохордовые. Ланцетник:
среда обитания, внешнее строение и особенности внутренней организации
Надкласс Рыбы. Общая характеристика надкласса. Речной окунь: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, поведение, размножение и развитие. Многообразие рыб
Тестовые задания

Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, особенности процессов жизнедеятельности. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных
Тестовые задания
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Многообразие современных пресмыкающихся. Происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры
Тестовые задания
Класс Птицы. Общая характеристика класса. Сезонные изменения в жизни птиц, гнездование, кочевка и перелеты.
Происхождение птиц
Тестовые задания

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса.
Отряды млекопитающих
Тестовые задания

РАЗДЕЛ III. Человек и его здоровье
Общий обзор организма человека. Органы и системы органов. Краткие сведения о строении и функциях эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей
Опорно-двигательная система человека. Строение костей, соединения костей. Скелет человека, отделы скелета
Мышцы человека, их строение и функции. Поперечно-полосатые мышцы. Гладкие мышцы
Тестовые задания

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет.
Борьба с эпидемиями
Тестовые задания

Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения.
Нервная и гуморальная регуляция сердца
Тестовые задания

Дыхание. Органы дыхания, их строение и функции.
Гуморальная и нервная регуляция дыхания
Тестовые задания

Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение органов пищеварения и процесс пищеварения и всасывания в разных отделах пищеварительного тракта; роль пищеварительных желез.
Нервно-гуморальная регуляция пищеварения
Тестовые задания

Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен — две стороны единого процесса обмена веществ.
Витамины и их значение для организма
Тестовые задания

Выделение. Органы мочевыделительной системы.
Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ
Кожа: строение и функции. Роль кожи в регуляции теплоотдачи
Тестовые задания

Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме
Размножение и развитие человеческого организма. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека
Тестовые задания

Значение нервной системы. Понятие о рефлексе
Спинной мозг
Строение и функции отделов головного мозга
Вегетативная нервная система
Тестовые задания

Органы чувств. Анализаторы
Тестовые задания

Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы.
Бодрствование и сон. Сознание и мышление
Тестовые задания

РАЗДЕЛ IV. Общая биология
Додарвиновский период развития биологии. Основные положения
эволюционного учения Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания
Критерии вида. Популяция — единица вида и эволюции.
Понятие сорта растений и породы животных
Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
Ведущая роль естественного отбора в эволюции
Тестовые задания

Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности. Микроэволюция. Видообразование
Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции: биологический прогресс и регресс. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация
Тестовые задания

Возникновение жизни на Земле. Развитие органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру
Тестовые задания

Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль
законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества
Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство
Тестовые задания

Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество и его функции
Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере
Тестовые задания

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы. Фотопериодизм. Деятельность человека как экологический фактор.
Комплексное воздействие факторов на организм.
Ограничивающие факторы
Тестовые задания

Популяции. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования
Вид, его экологическая характеристика
Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе.
Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция.
Смена биогеоценозов
Агроценозы
Тестовые задания

Клеточная теория
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица живого. Особенности строения клеток прокариот и эукариот
Вирусы. Особенности их строения и жизнедеятельности
Тестовые задания

Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов
Тестовые задания

Содержание химических элементов в клетке.
Вода и другие неорганические вещества, их роль
в жизнедеятельности клетки. Органические вещества, их роль в клетке. Самоудвоение ДНК
Тестовые задания

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Значение АТФ в энергетическом обмене
Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.
Биосинтез белка
Тестовые задания
Биосинтез белка
Тестовые задания

Деление клетки и его значение. Митоз
Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение
Развитие зародыша (на примере животных).
Постэмбриональное развитие
Тестовые задания

Генетика
Задачи генетики. Гибридологический метод Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Доминантные и рецессивные признаки Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Наследование при неполном доминировании
Дигибридное скрещивание. Статистический характер расщепления. Цитологические основы расщепления
Сцепленное наследование. Нарушение сцепления.
Перекрест хромосом
Генотип как целостная исторически сложившаяся система.
Генетика пола. Хромосомная теория наследственности
Тестовые задания

Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости
Мутации и их причины. Закон гомологических рядов
наследственной изменчивости Н.И. Вавилова.
Экспериментальное получение мутаций
Генетика и теория эволюции. Генетика популяций
Тестовые задания

Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Задачи современной селекции.
Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений
Селекция растений: основные методы и роль естественного отбора. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Достижения селекции растений
Селекция животных: типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных
Селекция грибов и бактерий, ее значение для микробиологической промышленности.
Основные направления биотехнологии
Тестовые задания

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
Вариант 1
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Ответы к заданиям
Вариант 2
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Ответы к заданиям

Скачать книгу
Смотри другие книги и пособия для подготовки к ЕГЭ

В начало страницы