УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ
ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ВЛ80

1 Общие сведения о системе вентиляции

Система вентиляции принудительная и предназначена для охлаждения тяговых двигателей, индуктивных шунтов, выпрямительной установки  возбуждения, выпрямительной установки, теплообменников трансформатора, реактора сглаживающего, блока тормозных резисторов и обеспечения требуемого избыточного давления в кузове для защиты от проникновения в него пыли и снега во время движения элек­тровоза, а также охлаждения воздуха в кузове в летнее время.
Система вентиляции предусматривает следующие значения расхода воздуха для охлаждения:

тягового двигателя .............................................................................. 105 м3/мин
выпрямительной  установки  возбуждения ....................................... 17 м3/мин
силовой   выпрямительной  установки ..............................................170 м3/мин
теплообменников  трансформатора .................................................. 330 м3/мин
сглаживающего   реактора .................................................................. 95 м3/мин
блоков тормозных  резисторов ......................................................... 206 м3/мин

Охлаждение тяговых двигателей, индуктивных шунтов и выпря­мительной установки возбуждения
Воздух через лабиринтные жалю­зи и форкамеры 16, охлаждая индуктивные шунты 8, центробежными вентиляторами 1 и 26 типа Ц8-19 № 7,6 нагнетается в два воздуховода 22 к тяговым двигателям № 1 и № 2, № 3 и № 4. Охладив тяговые двигатели, воздух выбрасывается под кузов электровоза.
От воздуховода к тяговому двигателю № 4 (второй конец секции) ответвляется воздуховод 15 к выпрямительной установке возбуждения 14. Заслонкой 25, установленной на воздуховоде, регулируется количество воздуха, расходуемого на охлаждение ВУВ.

Система вентиляции электровозов ВЛ80

Рисунок 1 -  Схема системы вентиляции:
1, 26— центробежные вентиляторы Ц8-1Э № 7, 6; 2— дефлектор; 3— центробежный венти­лятор Ц819 № 6, 5; 4 — жалюзи выбросные; 5—блок тормозных резисторов; 6 — устройст­во переключения воздуха УПВ-1;
7—выпрямительная установка; 8  - индуктивный шунт; 9. 16, 17 — форкамеры; 10 — воздуховод к сглаживающему реактору; 11 — сглаживающий реактор; 12, 23, 27 — заслонка; 13 — фильтр-мешковина; 14 — блок ВУВ; 15 — воздуховод к блоку ВУВ; 18 — трансформатор; 19, 31 — жалюзи; 20 — воздуховод к трансформатору; 21 — брезентовый патрубок; 22 — воздуховод к тяговому двигателю; 24 — заслонка УПВ-1; 25 — заслонка   в   воздуховоде  к   ВУВ; 28 — лист;   29 — шибер   поворотный;   30 — перегородка

Для сезонной регулировки расходов воздуха и защиты тяговых двигателей от попадания снега предусматривается лист 28, который в летний период эксплуатации устанавливается на стенку кузова в нерабочее положение, в зимний период указанный лист устанавливается на камеру с индуктивными шунтами.
На электровозах, начиная с 1981 г., вместо листа 28 и небольшого фильтра 13 устанавливают одну большую рамку с сеткой, на которую зимой можно установить фильтр. Для защиты от снега в каждой форкамере МВ1 и МВ2 устанавливается в зимнее время дополнительный подвижной фильтр — штора.

Охлаждение выпрямительной установки, тягового трансформатора, сглаживающего реактора и тормозных резисторов
Воздух через лабиринтные жалюзи 19 и форкамеры 16, 17 засасывается центробежными вентиляторами 3 типа Ц8-19 № 6,5 и нагнетается через устройство переключения воздуха 6 при положении его заслонки 24 вверх (что соответствует режиму тяги), в выпрямительные установки 7, охлаждая их. После выпрямительной установки часть воздуха идет на охлаждение сглаживающего реактора 11, другая часть охлаждает теплообмен­ники тягового трансформатора 18. Распределение воздуха между сглаживающим реактором и теплообменниками трансформатора осуществляется с помощью заслонок 23 на воздуховодах к трансформатору и заслонкой 27 под реактором. После теплообменников трансформатора и сглаживающего реактора воздух выбрасывается под кузов.
При положении заслонки 24 переключателя воздуха вниз (что соответствует режиму торможения) воздух подается на охлаждение блоков тормозных резисторов. Охладив тормозные резисторы, воздух выбрасывается в атмосферу через выбросные жалюзи 4 на крыше электровоза.
На электровозах, начиная с 1981г., в выбросных жалюзи устанавливают снегоотбойные листы, улучшающие защиту тормозных резисторов от снега. Для исключения взаимного влияния вентиляторов 1 и 3 форкамеры 16 разделены перегородкой 30.

Вентиляция кузова
Вентиляция кузова и создание избыточного давления в 40—60 Па (4—6 мм вод. ст.) обеспечивается за счет выброса воздуха в кузов после охлаждения выпрямительной установки воз­буждения и через специальные окна на воздуховодах к тяговым двигателям, на которых для регулировки расхода воздуха установлены заслонки 12. На крышках крышевых люков имеются вытяжные дефлекторы 2, которые летом открывают, зимой — закрывают.

         Вентиляторы

Назначение. На электровозе применены блоки центробежных вен­тиляторов Ц8-19 № 7, 6 и Ц8-19 № 6, 5, служащие для подачи воздуха в систему охлаждения электрооборудования и вентиляции кузова электровоза.

Технические данные

 

Ц8-19 № 7,6     

Ц8-19 № 6,5*

Частота   вращения,  об/мин    

1470

1470

Диаметр   рабочего колеса, мм   

760

650

Производительность,   м3/мин  

150-350

200-450

Напор, гПа   (кгс/м2)   

32,3-30,7

25,5-23,5

Мощность на валу  (соответственно), кВт  

14,4-31,3

14-37

К. п. д.

0,63

0,6

* В блок входят два  центробежных вентилятора № 6,5.

Конструкция
Блоки центробежных вентиляторов № 7,6 и № 6,5 (рис. 2 и 4) состоят из конических сварных колес 3, насаженных на вал электродвигателя 1 и помещенных в спиральные стеклопластовые улитки 4, крышек 2, входных патрубков 7, каркасов 9.
Особенностью блока центробежных вентиляторов № 6,5 является использование обоих концов вала электродвигателя для привода двух противоположных по направлению вращения вентиляторов, а также наличие общего для них каркаса 9, позволяющего производить сборку блока вне электровоза.
Связующим элементом для улитки и электродвигателя у блока центробежного вентилятора № 7,6 является кузов электровоза с использованием промежуточного каркаса 9. В обоих блоках электродвигатели установлены на амортизаторы 8.

Блок центробежных вентиляторов

Рисунок  2 - Блок центробежного вентилятора Ц8-19 № 7,6

Вентиляторное колесо

Рисунок 3 – Вентиляторные колеса

От сползания колеса с вала электродвигателя предотвращает болт 6, ввернутый в вал, а стопорная шайба 5 загнутыми краями на грань болта и лыс к у ступицы колеса исключает самоотвинчивание этого болта.
На боковых стенках улитки имеются отверстия различных диаметров, оси которых совпадают с осью улитки. Через большее отверстие в улитку вводится колесо, после чего оно закрывается крышкой 2. Меньшее отверстие предназначено для введения в улитку входного патрубка 7 и его крепления.
Конструкция крепления позволяет перемещать патрубок вдоль оси вентилятора. Этим перемещением обеспечивается зазор между колесом и входным патрубком, который должен быть 3—7,6 мм для вентилятора № 7,6 и до 6,5 мм для  вентилятора №6,5.
Размеры 47 ± 3 и 46 ± 4, указанные на рисунках, определяют по­ложение колеса относительно улитки вдоль оси вентилятора. Конт­ролируются они через отверстия диаметром 5 мм в крышке 2. Кроме того, колесо должно быть установлено соосно с улиткой и с входным патрубком.

Блок центробежных вентиляторов        

Рисунок 5 – Вид блока вентиляторов с электродвигателем

Фрагмент работы с оформлением в формате PDF можно посмотреть ЗДЕСЬ

В комплект входит чертеж блока вентиляторов Ц8-19 № 6,5 на формате А1, выполненный в программе Компас

Чертеж блока вентиляторов

КАК СКАЧАТЬ РАБОТУ ВСЮ ЦЕЛИКОМ ?

Вернуться к списку работ