ФИЗИКА. 9 КЛАСС.УЧЕБНИК

Физика 9 класс Генденштейн

Физика. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов, В. Б. Кожевников ; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. — 4-е изд., стер. — М. : Мнемозина. 2012. — 272 с.

Данный учебник полностью соответствует образовательному стандарту второго поколения и является третьим в линии учебников физики для основной школы, созданных одним коллективом авторов. Последовательность изложения материала в линии: 7 класс — первые сведения о механических явлениях, давление в жидкостях и газах, работа и простые механизмы; 8 класс — тепловые, электромагнитные, оптические явления; 9 класс — механические, квантовые явления, строение и эволюция Вселенной.

Данный учебник полностью соответствует образовательному стандарту второго поколения и является вторым в линии учебников физики для основной школы, созданных одним коллективом авторов. Последовательность изложения материала в линии; 7-й класс — первые сведения о механических явлениях, давление в жидкостях и газах, работа и простые механизмы; 8-й класс — тепловые, электромагнитные, оптические явления; 9-й класс — механические, квантовые явления, строение и эволюция Вселенной. Все учебники двухуровневые: материал первого уровня адресован всем учащимся, материал второго уровня — прежде всего тем, кто заинтересуется физикой. Вопросы и задания в конце параграфов также разделены на два уровня сложности. Отличительной особенностью всех книг линии является большое количество цветных иллюстраций.

К УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ

  • Предлагаемый вам учебник — двухуровневый. Авторы исходили из того, что хорошо знать изученный материал должны все ученики, а те, кто заинтересуются физикой и пожелают получить высокую оценку, должны знать больше.

  • В первой  части  каждого  параграфа  изложены  главные факты и положения, даны описания основных опытов. Этот материал адресован всем учащимся.

  • Во второй части параграфа (названной «Развитие темы») представлено обоснование положений, приведенных в первой части, рассмотрены более сложные вопросы и примеры, а также некоторые любопытные факты, расширяющие представление о физике и ее применении. Однако предлагаемый материал (за редкими, специально оговоренными исключениями) остается в рамках образовательного стандарта. Вторая часть параграфа предлагается для изучения (или хотя бы для ознакомительного чтения) всем учащимся; для тех же учеников, которые заинтересуются физикой и пожелают получить высокую оценку, эта часть параграфа так же обязательна, как и первая.

  • Вопросы и задания в конце каждого параграфа также разделены на два уровня сложности. Задания первого уровня предназначены всем девятиклассникам, а второго — тем, кто изучил материал всего параграфа.

  • В тексте многих параграфов есть вопросы и устные задачи. Они предназначены для того, чтобы сразу же применить новое понятие на конкретном примере, освоиться с новой формулой, представить, насколько мала или велика по «житейским меркам» единица физической величины. Поэтому полезно использовать эти вопросы и устные задачи непосредственно при изложении или изучении нового материала.

  • Самые главные положения каждого параграфа собраны в рубрике «Что мы узнали». Эта рубрика позволит ученику лучше осознать изученное, поможет грамотно составить конспект, подвести итог, а при подготовке к тематическому контролю станет «путеводителем» в повторении материала. Благодаря этой рубрике учитель будет избавлен от необходимости диктовать учащимся основные положения изучаемого параграфа.

  • Значительная часть учебного материала представлена в виде примеров решения задач. Эти примеры — не дополнение,  а  важная  составная часть  учебника.  Они  помогут  не только научиться решать задачи, но и позволят понять, как рождаются задачи по физике, то есть познакомят учеников с элементами научного поиска.

  • Физика — наука экспериментальная. Поэтому в учебнике приведено иллюстрированное описание большого числа опытов. Некоторые из этих опытов учитель может представить как демонстрационные, другие же опыты ученики могут провести самостоятельно или с помощью учителя в физическом кабинете.

  • Один параграф учебника рассчитан в среднем на одну учебную неделю (2 урока). Параграфы разбиты на пункты (разделы), чтобы предоставить возможность различного подхода к изучению: учитель может либо на первом уроке рассмотреть содержание всего параграфа, а следующий урок посвятить обсуждению этого материала и решению задач, либо на первом уроке изучить полностью некоторые разделы параграфа, а на втором — завершить изучение, рассмотрев оставшиеся пункты.

  • В конце учебника есть раздел «Материал для повторения при подготовке к Государственной итоговой аттестации», где приведены все основные положения курса физики 7-го и 8-го классов с формулами и пояснениями к ним. Этот материал окажется полезным и при изучении курса физики 9-го класса. Во втором основном компоненте учебно-методического комплекта — задачнике по физике для 9-го класса — содержатся задачи для подготовки к Государственной итоговой аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ

К учителю и ученику
Глава 1. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
§ 1.    Механическое движение. Система отсчета
1.  Относительность движения
2.  Материальная точка
3.  Система отсчета
4.  Траектория и путь
5.  Перемещение
6.  Сложение векторов
7.  Вращательное движение
8.  Исторический выбор системы отсчета
§2.    Скорость и путь
1.  Скорость прямолинейного равномерного движения
2.  График зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении
3.  График зависимости модуля скорости от времени при равномерном движении
4.  Средняя скорость неравномерного движения
5.  Мгновенная скорость
6. Как определяют мгновенную скорость?
7. Путь при неравномерном движении
§3.    Прямолинейное равноускоренное движение
1.  Прямолинейное равноускоренное движение
2.  Ускорение
3.  Когда скорость тела увеличивается, а когда — уменьшается?
4.  График зависимости модуля скорости от времени
§4.    Путь при прямолинейном равноускоренном движении
1.  Движение без начальной скорости
2.  Движение с начальной скоростью
З. Вывод формул для пути при прямолинейном равноускоренном движении
4. Средняя скорость при прямолинейном равноускоренном движении
5. Пути, проходимые за последовательные равные промежутки времени
§5.    Равномерное движение по окружности
1. Модуль и направление скорости при равномерном движении по окружности
2.  Период и частота обращения
3.  Ускорение при равномерном движении по окружности .
4. Почему при равномерном движении по окружности ускорение направлено к центру окружности?
§6.    Закон инерции — первый закон Ньютона
1.  Когда скорость тела изменяется?
2.  Закон инерции
3.  Инерциальные системы отсчета и первый закон Ньютона
4.  Применение явления инерции
5. Очевиден ли первый закон Ньютона?
§ 7.    Взаимодействия и силы
1.  Силы в механике
2.  Чем характеризуется каждая сила?
3.  Примеры действия сил
4.  Измерение сил
5.  Сложение сил
§ 8.    Второй закон Ньютона
1.  Соотношение между силой и ускорением
2.  Масса
3.  Второй закон Ньютона
4.  Движение тела под действием силы тяжести
5. Очевиден ли второй закон Ньютона?
§9.    Третий закон Ньютона
1.  Третий закон Ньютона
2.  Свойства сил, с которыми тела взаимодействуют
3.  Примеры проявления и применения третьего закона Ньютона
4. Почему вес покоящегося тела равен силе тяжести?
5. Вес тела, движущегося с ускорением
6. Невесомость
7. Очевиден ли третий закон Ньютона?
§ 10. Закон всемирного тяготения
1.  Закон всемирного тяготения
2.  Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей
3. Как был открыт закон всемирного тяготения?
4. Как «взвесили» Землю?
5. Как найти первую космическую скорость?
§11. Силы трения
1.  Сила трения скольжения
2.  Сила трения покоя
3. Сила сопротивления при движении в жидкости или газе
4. Тормозной путь автомобиля
5. Движение под действием силы тяги и силы сопротивления
§12. Импульс. Закон сохранения импульса
1.  Импульс
2.  Закон сохранения импульса
3.  Реактивное движение
4. Неупругое столкновение движущихся тел
§13. Механическая работа. Мощность
1.  Механическая работа
2.  Какую работу надо совершить, чтобы разогнать тело?
3.  Работа различных сил
4.  Мощность
5. Когда работа равна нулю?
6. Работа нескольких сил
§14. Энергия
1.  Механическая энергия
2.  Когда механическая энергия сохраняется?
3. Пример решения более трудной задачи
4. Закон сохранения энергии
§ 15. Механические колебания
1.  Примеры механических колебаний
2.  Амплитуда, период и частота колебаний
3.  Гармонические колебания
4.  Превращения энергии при колебаниях
5. Период колебаний нитяного маятника
6. Период колебаний пружинного маятника
§16. Механические волны
1.  Виды механических волн
2.  Основные характеристики волн
§17. Звук
1.  Источники звука
2.  Распространение и отражение звука
3.  Громкость, высота и тембр звука
4. Неслышимые звуки
Глава 2. АТОМЫ И ЗВЕЗДЫ
§ 18. Строение атома. Испускание и поглощение света атомами.
1.  Опыт Резерфорда
2.  Планетарная модель атома
3. Спектры излучения
4. Спектры поглощения
5. Теория Бора
§19. Атомное ядро. Радиоактивность
1.  Протон и нейтрон
2.  Строение атомного ядра
3.  Радиоактивность
4.  Состав радиоактивного излучения
5.  Как изменяются массовое и зарядовое числа ядра при радиоактивном излучении?
6. Период полураспада
§ 20. Ядерные реакции
1.  Ядерные реакции
2.  Реакции деления и синтеза
3.  Цепная ядерная реакция
4. Энергия связи ядра
§21. Ядерная энергетика
1.  Атомная электростанция
2.  Влияние радиации на живые организмы
О 3. Управляемый термоядерный синтез
§ 22. Солнечная система
1.  Планеты
2.  Малые тела Солнечной системы
3. Происхождение Солнечной системы
§23. Звезды и галактики
1.  Источник энергии звезд
2.  Расстояния до звезд
3.  Разнообразие звезд
4.  Судьбы звезд
5.  Галактики
6. Происхождение Вселенной
7. От Большого взрыва до человека
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Лабораторные работы
Ответы на вопросы и задания
Предметно-именной указатель

Скачать книгу
Смотри другие книги и пособия для подготовки к ЕГЭ

В начало страницы