ХИМИЯ 7-11 КЛАСС. Г.Е.РУДЗИТИС, Ф.Г.ФЕЛЬДМАН

Химия Рудзитис 7-11

Химия . 7-11 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. В 2-х частях.М.: Просвещение, 1985. Часть 1 - 194с.; Часть 2 - 306с.

Учебное пособие для 7-11 классов вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы. Учебник соответствует действующим школьным программам и обязательному минимуму химического образования. Он имеет классическую структуру школьного учебника по химии и включает весь необходимый теоретический и практический материал для изучения курса органической химии. Материал дифференцирован по уровням сложности. Многочисленные таблицы, схемы и рисунки способствуют усвоению и повторению теоретического и практического материала. Доступность и наглядность изложения основных понятий, определений и законов химии позволяют рекомендовать этот учебник не только для школьного обучения, но и для самообразования.


КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УЧЕБНИКОМ

Этот учебник химии предназначен вам, учащимся, работающим на производстве. Прежде чем им пользоваться, внимательно прочитайте приведенные ниже указания. Здесь вы найдете методические рекомендации по изучению нового материала, по повторению и закреплению приобретенных знаний.
Химия — интересная и сложная наука. Для овладения ею необходимо не только усвоить фактический материал (основные законы, определения, химический язык и т.д.), но и научиться применять полученные знания как для ответа на различные вопросы, возникающие при изучении химии и других смежных с нею наук, так и для разрешения проблем, которые могут встретиться вам на производстве или в быту.
Учиться нужно систематически и настойчиво. Особое внимание следует обратить на формулировку основных закономерностей и важнейших понятий химии. Наряду с учебником всегда имейте при себе рабочую тетрадь для записи химических формул и уравнений реакций., Для успешного усвоения новых закономерностей и фактов требуется знание пройденного материала. Чтобы облегчить вам повторение, в тексте учебника указаны страницы, которые вы должны внимательно прочитать.
Усвоение и запоминание всего учебного материала по химии значительно облегчается, если в учебном процессе соблюдается определенная система. Именно поэтому авторы стремились весь учебный материал изложить по единому плану. Так, например, при изложении учебного материала о веществах соблюдается следующий порядок:

  1. Строение молекулы и общая характеристика данного вещества.
  2. Нахождение в природе.
  3. Способы получения: а) в лаборатории; б) 'в промышленности.
  4. Физические свойства.
  5. Химические свойства.
  6. Применение.
  7. Генетическая связь.

Материал о химических элементах в учебнике представлен аналогично. Определенный план соблюдается и при рассмотрении химических законов. В учебнике даются советы, в какой последовательности составлять химические формулы, уравнения химических реакций. При усвоении и повторении большого теоретического и фактического материала вам помогут таблицы и схемы. В учебнике даны также образцы и последовательность решения наиболее типичных задач.
Так как не все из вас имеют возможность присутствовать на лабораторных занятиях (особенно это относится к заочникам), то в учебнике излагается не только ход выполнения опытов по неорганической химии, но и ожидаемые результаты. Это дает возможность при подготовке к обязательным практическим работам самостоятельно продумать ход выполнения опытов.
Чтобы помочь вам в работе с учебником, наиболее важный материал, например формулировки важнейших понятий и определений, в книге выделен различным шрифтом.
Напечатанный мелким шрифтом (петитом) фактический материал, схемы, отражающие генетическую связь между различными классами соединений, в основном предназначены для более углубленного усвоения учебного материала при повторении и при подготовке к выпускному экзамену по химии.
В схемах и рисунках красными стрелками обозначен материал, подлежащий усвоению при подготовке к очередным занятиям, а черными — сведения, необходимые для углубления и систематизации знаний в процессе подготовки к зачетам и экзамену.
Чтобы убедиться в качестве своих знаний, старайтесь ответить на все вопросы, выполнить упражнения и решить задачи, которые даны в учебнике в конце каждого раздела. Ход выполнения упражнений, формулировки основных законов и понятий записывайте в рабочих тетрадях. Только после успешного выполнения этой работы вы можете быть уверены, что учебный материал вами усвоен.
В целях повышения уровня знаний по курсу химии по возможности используйте дополнительную литературу.
Мы надеемся, что рекомендуемая в пособии единая система изучения всего программного материала по химии значительно облегчит вашу самостоятельную подготовку к урокам, консультациям, зачетам и экзамену.
Учитывая специфику изучения химии в вечерней (сменной) школе, вы должны на уроках, консультациях и при выполнении домашних заданий всегда иметь при себе как часть I, так и часть II учебника по химии.

СОДЕРЖАНИЕ

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
7 класс
Глава I Первоначальные химические понятия
§ 1. Предмет химии
§ 2. Вещества и их свойства
§ 3. Чистые вещества и смеси
§ 4. Физические и химические явления
§ 5. Молекулы и атомы
§ 6. Простые и сложные вещества
§ 7. Химические элементы и их знаки
§ 8. Относительная атомная масса
§ 9. Постоянство состава веществ
§ 10. Химические формулы. Относительная молекулярная масса
§ 11. Валентность химических элементов
§ 12. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности
§ 13. Атомно-молекулярная теория
§ 14. Закон сохранения массы веществ
§ 15. Химические уравнения
§ 16. Типы химических реакций
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете
Лабораторные опыты
Практическая работа 1.
Глава II. Кислород, оксиды, воздух, горение
§ 1. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе
§ 2. Получение кислорода
§ 3. Свойства кислорода
§ 4. Применение кислорода. Проблема его сохранения в природе
§ 5. Воздух и его состав
§ 6. Топливо и способы его сжигания
Практическая работа 2
Глава III. Водород, вода, растворы
§ 1. Водород, его общая характеристика и нахождение в природе
§ 2. Получение водорода
§ 3. Свойства водорода
Лабораторные опыты
§ 4. Вода. Состав воды
§ 5. Вода в природе и способы ее очистки
§ 6. Свойства воды и ее применение
§ 7. Растворы
§ 8. Растворимость веществ в воде
§ 9. Определение массовой доли растворенного вещества
Практическая работа 3
8 класс
Глава IV. Важнейшие классы неорганических соединений
§ 1. Основания
§ 2. Кислоты
§ 3. Оксиды
§ 4. Амфотерные гидроксиды и оксиды
§ 5. Соли
Лабораторные опыты
Практическая работа 1
Практическая работа 2
Глава V. Количественные отношения в химии
§ 1. Моль — единица количества вещества
§ 2. Молярная масса
§ 3. Закон Авогадро
§ 4. Объемные отношения газов при химических реакциях
§ 5. Тепловой эффект химических реакций
Глава VI. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома
§ 1. Классификация элементов
§ 2. Открытие периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым
§ 3. Строение атома
§ 4. Периодическая система Д. И. Менделеева
§ 5. Значение периодического закона
§ 6. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева
Глава VII. Химическая связь. Строение вещества
§ 1. Электроотрицательность химических элементов
§ 2. Основные типы химической связи
§ 3. Кристаллические решетки
§ 4. Окисление и восстановление
Глава VIII. Галогены
§ 1. Общая характеристика галогенов (положение в периодической системе и строение их атомов)
§ 2. Галогены в природе и их получение
§ 3. Физические свойства галогенов
§ 4. Химические свойства галогенов
§ 5. Применение галогенов
§ 6. Хлороводород
§ 7. Соляная кислота и ее соли
Лабораторные опыты
Практическая работа 3
Практическая работа 4
Глава IX. Подгруппа кислорода. Закономерности течения химических реакций
§ 1. Положение кислорода и серы в периодической системе элементов, строение их атомов
§ 2. Строение простых веществ. Аллотропия
§ 3. Сера в природе и ее получение
§ 4. Физические свойства серы
§ 5. Химические свойства серы
§ 6. Применение серы
§ 7. Сероводород
§ 8. Оксид серы (IV)
§ 9. Оксид серы (VI)
§ 10. Серная кислота
§11. Скорость химических реакций и ее зависимость от условий протекания
§ 12. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие
§ 13. Производство серной кислоты контактным способом
§ 14. Краткая характеристика элементов подгруппы кислорода
Лабораторные опыты
Практическая работа 5
Приложение
Важнейшие типы расчетных задач
I. Вывод химических формул
II. Расчеты по химическим формулам
III. Расчеты по уравнениям химических реакций
IV. Расчеты с использованием понятия «моль»
V. Расчеты, связанные с применением закона Авогадро
VI. Расчеты, связанные с определением массовых долей растворенных веществ
VII. Расчеты по термохимическим уравнениям
VIII. Растворимость солей, кислот и оснований в воде
Примерные вопросы, упражнения и задачи для подготовки к зачетам
Ответы на задачи
9 класс
Глава X. Теория электролитической диссоциации
§ 1. Электролиты и неэлектролиты. Механизм растворения веществ в воде. Электролитическая диссоциация
§ 2. Тепловые явления при растворении. Гидратация ионов
§ 3. Диссоциация кислот, щелочей и солей
§ 4. Степень диссоциации. Слабые и сильные электролиты
§ 5. Свойства ионов
§ 6. Реакции ионного обмена и условия их протекания
§ 7. Окислительно-восстановительные реакции
§ 8. Гидролиз солей
Лабораторные опыты
Практическая работа 1
Глава XI. Подгруппа азота
§ 1. Положение элементов подгруппы азота в периодической системе, строение их атомов
§ 2. Азот. Физические и химические свойства азота
§ 3. Аммиак
§ 4. Соли аммония
§ 5. Азотная кислота
§ 6. Соли азотной кислоты
§ 7. Круговорот азота в природе
§ 8. Фосфор
§ 9. Оксид фосфора (V)
§ 10. Ортофосфорная кислота. Ортофосфаты
§ 11. Краткая характеристика элементов подгруппы азота
§ 12. Минеральные удобрения
Лабораторные опыты
Практическая работа 2
Практическая работа 3
Глава XII. Подгруппа углерода
§ 1. Положение углерода и кремния в периодической системе, строение их атомов
§ 2. Углерод и его свойства
§ 3. Оксид углерода (II)
§ 4. Оксид углерода (IV)
§ 5. Угольная кислота
§ 6. Соли угольной кислоты
§ 7. Круговорот углерода в природе
§ 8. Кремний и его свойства
§ 9. Оксид кремния (IV)
§ 10. Кремниевая кислота
§ 11. Соли кремниевой кислоты
§ 12. Силикатная промышленность
§ 13. Краткая характеристика элементов IV группы
§ 14. Сравнение свойств водородных соединений неметаллов разных подгрупп
Лабораторные опыты
10 класс
Глава XIII. Общие свойства металлов

§ 1. Положение металлов в периодической системе и особенности строения атомов
§ 2. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения
§ 3. Электролиз
§ 4. Физические свойства металлов
§ 5. Характерные химические свойства металлов
§ 6. Сплавы
§ 7. Коррозия металлов и ее предупреждение
Лабораторные опыты
Глава XIV. Щелочные металлы
§ 1. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение их атомов
§ 2. Нахождение щелочных металлов в природе, их получение, свойства и применение
§ 3. Важнейшие соединения щелочных металлов, получаемые в промышленности
Лабораторные опыты
Глава XV: Магний и кальций
§ I. Положение магния и кальция в периодической системе и строение их атомов
§ 2. Магний и его соединения
§ 3. Кальций в природе, его получение, свойства и применение
§4. Важнейшие соединения кальция, получаемые в промышленности
§ 5. Жесткость воды и способы ее устранения
§ 6. Характеристика элементов главной подгруппы II группы
Лабораторные опыты
Глава XVI. Алюминий
§ 1. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома
§2. Нахождение алюминия в природе, его получение и свойства
§ 3. Важнейшие соединения алюминия
§ 4. Краткая характеристика элементов главной подгруппы III группы
Лабораторные опыты
Глава XVII. Металлы побочных подгрупп периодической системы химических элементов. Хром

§ 1. Особенности строения атомов металлов побочных подгрупп
§ 2. Важнейшие соединения хрома и зависимость их свойств от степени окисления
§ 3. Краткая характеристика элементов побочной подгруппы VI группы
Лабораторные опыты
Глава XVIII. Железо
§ 1. Положение железа в периодической системе и строение его атома
§ 2. Нахождение железа в природе, его получение и свойства
§ 3. Соединения железа
Лабораторные опыты
Практическая работа 1
Глава XIX. Металлургия
§ 1. Металлы в современной технике. Понятие о металлургии
§ 2. Основные способы промышленного получения металлов
§ 3. Производство чугуна
§ 4. Производство стали
§ 5. Перспективы получения железа из руд методом прямого восстановления
§ 6. Производство алюминия
§ 7. Развитие металлургической промышленности в СССР
Практическая работа 2
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Введение
Глава I. Теория химического строения органических соединений
§ 1. Возникновение теории химического строения органических веществ
§ 2. Основные положения теории химического строения органических веществ
§ 3. Значение теории строения органических веществ А. М. Бутлерова
§ 4. Электронная природа химических связей в органических соединениях
Глава II. Предельные углеводороды (алканы или парафины)
Глава III. Циклопарафины (циклоалканы)
Глава IV. Непредельные углеводороды

§ 1. Этилен. Гомологи этилена
§ 2. Понятие о высокомолекулярных соединениях
Лабораторные работы
Практическая работа 3
§ 3. Диеновые углеводороды (алкадиены)
§ 4. Каучуки
Лабораторные опыты
§ 5. Ацетилен и его гомологи
Лабораторные опыты
Глава V. Ароматические углеводороды (арены)
Глава VI. Природные источники углеводородов

§ 1. Природный газ
§ 2. Попутные нефтяные газы
§ 3. Нефть
§ 4. Коксохимическое производство
11 класс
Глава VII. Спирты

§ 1. Одноатомные предельные спирты
§ 2. Многоатомные спирты
Глава VIII. Фенолы
Фенол
Лабораторные опыты
Глава IX. Альдегиды
Лабораторные опыты
Глава X. Карбоновые кислоты
§ I. Одноосновные предельные карбоновые кислоты
§2. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах
Лабораторные опыты
Практическая работа 1
Практическая работа 2
Глава XI. Сложные эфиры. Жиры
§ 1. Сложные эфиры
§ 2. Жиры
Лабораторные опыты
Глава XII. Углеводы
§ 1. Глюкоза
§ 2. Сахароза
§ 3. Крахмал
§ 4. Целлюлоза
Лабораторные опыты
Практическая работа 3
Глава XIII. Амины. Аминокислоты. Белки
§ 1. Амины
§ 2. Аминокислоты
Лабораторные опыты
§ 3 Белки
Лабораторные опыты
Практическая работа 4
Практическая работа 5
Практическиеработы
Приложение
Растворимость солей, кислот и оснований в воде
Плотности растворов некоторых щелочей
Полезные ископаемые в СССР
Плотности растворов некоторых кислот
Относительные молекулярные массы (округленные) неорганических соединений
Распознавание пластмасс
Распознавание волокон
Генетическая связь между важнейшими классами органических соединений
Примерные вопросы, упражнения и задачи для подготовки к зачетам
Ответы на задачи
Указатель

Скачать книгу
Смотри другие книги и пособия для подготовки к ЕГЭ

В начало страницы