РУССКИЙ ЯЗЫК. ТЕОРИЯ. УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ. 5-9 КЛАСС

Русский язык Теория 5-9 класс

Русский язык. Теория. 5—9 кл. Углубл. изуч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева. — М.: Дрофа, 2012.— 415, [1] с.

Учебник содержит полный объём теоретических сведений, преду­смотренных программой для углублённого изучения русского языка. Тео­ретические сведения сопровождаются указанием соответствующих норм литературного языка (лексических, орфоэпических, грамматических, стилистических). В учебнике даны исторические комментарии, объясняющие некоторые особенности современного языка.
Компонентами данного учебника являются сборники заданий и рабочие тетради, обобщающие и углубляющие теоретический материал.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебный комплекс для предпрофильного обучения русскому языку в 5—9 классах включает учебник «Русский язык. Теория», сборники заданий и рабочие тетради. Материал в учебнике излагается дифференцированно, от простого к сложному: в 5 классе даются лишь самые краткие сведения о литературном языке, его стилях, о тексте и т. д. Эти сведения постоянно пополняются в 6—9 классах.
В школе изучаются не только правила правописания. Задачи изучения русского языка — одного из богатейших мировых языков — сложнее и многограннее.
Теоретические сведения, орфографические и пунктуационные правила иллюстрируются яркими примерами из русской художественной и публицистической литературы. Эти примеры желательно не просто прочитать, но и продумать, а нередко — запомнить, чтобы они остались в памяти как образцы для анализа сходных случаев.
Материал книги разбит на параграфы, так гораздо удобнее пользоваться им и при изучении нового, и при повторении и обобщении уже пройденного. Всё это учит работать с книгой, находить нужную информацию, используя оглавление.
Орфографические и пунктуационные правила, которые надо выучить, заключены в рамки. Пометка NB обозначает  сокращённое латинское  выражение  nota bene, что переводится как «заметь хорошо, обрати особое внимание».
Выделен вертикальной пунктирной линией основной теоретический материал, который необходимо твёрдо усвоить. Разумеется, в 5 классе ещё сложно в полной мере овладеть всеми предлагаемыми теоретическими сведениями, поэтому к ним полезно будет обращаться при повторении этих разделов в старших классах.
Язык — одно из самых загадочных явлений человеческого общества. Разнообразные языковые средства, которые мы постоянно употребляем при общении, образуют стройную и сложную систему. В языке нет хаоса, всё в нём подчиняется языковым закономерно­стям, изучая которые учёные выводят правила, в том числе правила правописания и произношения. Строение, да и сама «жизнь» языка издавна привлекали внимание лингвистов. Имена и портреты некоторых русских учёных-языковедов, краткие сведения об их деятельности можно найти на страницах этой книги и сборников заданий, её дополняющих.
Тем, кто хочет узнать больше, чем рассказано в учебнике, советуем обращаться к научно-популярным книгам об известных языковедах, о происхождении и развитии языка (или отдельных слов и выражений), о строении и значении языковых единиц. Такие книги о русском языке помогают увидеть, осознать красоту и выразительность родной речи, богатство её лексики, фразеологии и разнообразие грамматических форм.
Почитайте эти книги. Укажем некоторые из них:

  • Гранин Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии.
  • Гранин Г. Г., Бондаренко СМ. Секреты пунктуации.
  • Граник Г. Г., Бондаренко СМ., Концевая Л. А. Когда книга учит.
  • Костомаров В. Г. Жизнь языка. От вятичей до москвичей.
  • Кривин Ф. Карманная школа.
  • Львова С.И. Там, где кончается слово.
  • Львова С.И. Язык в речевом общении.
  • Львова С.И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет.
  • Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика?
  • Новиков Л.А. Искусство слова.
  • Подгаецкая И.М. и др. Фонетика — это интересно.
  • Смирнов А.Е. Дар Владимира Даля.
  • Солганик Г. Я. От слова к тексту.
  • Успенский Л. В. Слово о словах; Ты и твоё имя; Имя дома твоего; Загадки топонимики.
  • Чуковский К. И. Живой как жизнь.
  • Шанский Н.М. Лингвистические детективы.

При изучении русского языка большую помощь оказывают словари, которые содержат много полезных сведений.
Составление словарей — сложное и трудоёмкое занятие. Оно требует от составителей глубоких и всесторонних знаний по истории русского языка, о направлениях его развития, современном состоянии, а также о том, как слово употребляется в языке. Словари различаются по содержанию и типам, построению и назначению. Нередко авторами словарей являются целые коллективы учёных-языковедов.
Созданы и специальные школьные словари, которые помогают познавать основы сложной науки о языке, овладевать литературными нормами устной и письменной речи.
Научитесь пользоваться словарями, и вы поймёте, какие это интересные и надёжные помощники.
Школьные словари различаются целями и задачами. Перечислим основные:

  • Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка.
  • Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка.
  • Жуков А. В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка.
  • Карпюк Г.В., Харитонова Е. И. Школьный словарь употребления буквы ё в русском языке.
  • Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов.
  • Лапатухин М.С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. Г. Школьный толковый словарь русского языка.
  • Лекант П. А., Леденёва В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. Произношение слов.
  • Лексические трудности русского языка. Словарь-справочник. Ок. 1300 слов /А. А. Семенюк (руководитель авторского коллектива).
  • Львов М. Р. Школьный орфоэпический словарь русского языка.
  • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка.
  • Одинцов В. В. и др. Школьный словарь иностранных слов.
  • Панов Б. Т., Текучёв А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.
  • Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка.
  • Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей XVIII—XX вв.
  • Скворцов Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи.
  • Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.
  • Ушаков Д. Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь русского языка.
  • Чеснокова Л. Д., Бертякова А. Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка.
  • Чеснокова Л. Д., Чесноков СП. Школьный сло­варь строения и изменения слов русского языка.
  • Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов.
  • Шанский Н.М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний.
  • Энциклопедический словарь юного филолога (состави­тель М. В. П а н о в).

Желаем вам успехов в изучении великого русского языка!

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
5 КЛАСС
§ 1. Русский язык — один из богатейших языков мира
§ 2. Понятие о литературном языке
§ 3. Устная и письменная формы речи
§ 4. Стили литературного языка
§ 5. Основные разделы науки о русском языке
ФОНЕТИКА
§ 6. Звуки речи и буквы
§ 7. Алфавит
§ 8. Гласные и согласные звуки
§ 9. Слог. Правила переноса слов
§ 10. Ударение
§11. Звонкие и глухие согласные
§ 12. Твёрдые и мягкие согласные
§ 13. Значения букв я,ю,е,ё
§ 14. Значения букв ь и ъ в русской графике
§ 15. Мягкий знак после шипящих
§ 16. Гласные после шипящих
§ 17. Гласные после ц
МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

§ 18. Понятие о морфеме
§ 19. Основа слова и окончание
§ 20. Корень слова
§ 21. Приставка и суффикс
§ 22. Словообразование
§ 23. Словообразовательные цепочки
§ 24. Исторические изменения в составе слова
§ 25. Чередование звуков в корне слова
Правописание морфем (корней и приставок)
§ 26. Морфемные написания
§ 27. Правописание безударных гласных в корне
§ 28. Правописание корней с чередованием гласных а—о
§ 29. Правописание корней с чередованием гласных е—и
§ 30. Правописание согласных и гласных в приставках
§ 31. Приставки, оканчивающиеся на з (с)
§ 32. Правописание приставок при- и пре-  
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
§ 33. Понятие о слове
§ 34. Словарное богатство русского языка
§ 35. Лексическое значение слова
§ 36. Однозначные и многозначные слова
§ 37. Прямое и переносное значения слова
§ 38. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении
§ 39. Синонимы
§ 40. Антонимы
§ 41. Омонимы  
§ 42. Паронимы
§ 43. Понятие об этимологии
§ 44. Устаревшие слова  
§ 45. Неологизмы
§ 46. Заимствованные слова
§ 47. Старославянизмы
ФРАЗЕОЛОГИЯ
§ 48. Фразеологизмы  
§ 49. Пословицы и поговорки 
§ 50. Крылатые слова и выражения 
6 КЛАСС ГРАММАТИКА
МОРФОЛОГИЯ

§ 51. Понятие о частях речи
§ 52. Знаменательные и служебные части речи
§ 53. Слово и его формы
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Имя существительное
§ 54. Понятие о существительном
§ 55. Роль существительных в речи
§ 56. Нарицательные и собственные имена существительные
§ 57. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
§ 58. Разряды существительных по значению
§ 59. Род имён существительных
§ 60. Число имён существительных
§ 61. Падеж имён существительных
§ 62. Склонение существительных в единственном числе 
§ 63. Склонение существительных во множественном числе
§ 64. Разносклоняемые существительные
§ 65. Особый тип склонения
§ 66. Неизменяемые существительные.
Словообразование существительных
§ 67. Источники образования существительных
§ 68. Образование существительных с помощью суффиксов
§ 69. Образование существительных с помощью приставок
§ 70. Переход прилагательных в существительные
Глагол
§ 71. Понятие о глаголе
§ 72. Роль глаголов в речи
§ 73. Инфинитив
§ 74. Возвратные глаголы
§ 75. Переходные и непереходные глаголы
§ 76. Виды глагола
§ 77. Наклонения глагола
§ 78. Изъявительное наклонение
§ 79. Времена глагола  
§ 80. Настоящее время
§ 81. Прошедшее время
§ 82. Будущее время
§ 83. Основы глагола
§ 84. Спряжение глаголов
§ 85. Разноспрягаемые глаголы
§ 86. Повелительное наклонение
§ 87. Сослагательное наклонение
§ 88. Безличные глаголы
§ 89. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов
Имя прилагательное
§ 90. Понятие о прилагательном
§ 91. Роль прилагательных в речи
§ 92. Разряды прилагательных по значению
§ 93. Полные и краткие прилагательные
§ 94. Склонение прилагательных
§ 95. Степени сравнения качественных прилагательных
§ 96. Образование сравнительной степени
§ 97. Образование превосходной степени
Словообразование прилагательных
§ 98. Образование прилагательных с помощью суффиксов
§ 99. Образование прилагательных с помощью приставок
§ 100. Образование прилагательных сложением основ
Имя числительное
§ 101. Понятие о числительном
§ 102. Роль числительных в речи
§ 103. Разряды числительных по строению
§ 104. Количественные числительные
§ 105. Собирательные числительные
§ 106. Дробные числительные
§ 107. Порядковые числительные
§ 108. Образование слов других частей речи от числительных
Наречие
§ 109. Понятие о наречии
§ 110. Разряды наречий по значению
§111. Роль наречий в речи
§ 112. Степени сравнения наречий
Словообразование наречий
§ 113. Особенности образования наречий
§ 114. Образование наречий с помощью приставок
§ 115. Образование наречий с помощью суффиксов  
§ 116. Переход существительных в наречия  
§ 117. Переход прилагательных в наречия
Слова категории состояния
§ 118. Понятие о словах категории состояния
§ 119. Разряды слов категории состояния по значению
§ 120. Роль слов категории состояния в речи
7 КЛАСС
Местоимение

§ 121. Понятие о местоимении
§ 122. Местоимение и другие части речи 
Разряды местоимений
§ 123. Личные местоимения 
§ 124. Возвратное местоимение
§ 125. Притяжательные местоимения
§ 126. Вопросительные местоимения
§ 127. Относительные местоимения
§ 128. Неопределённые местоимения
§ 129. Отрицательные местоимения
§ 130. Определительные местоимения
§ 131. Указательные местоимения
§ 132. Роль местоимений в речи
Причастие 
§ 133. Понятие о причастии
§ 134. Роль причастий в речи
§ 135. Признаки прилагательного у причастия
§ 136. Признаки глагола у причастия
Словообразование причастий
§ 137. Образование действительных причастий
§ 138. Образование страдательных причастий
Правописание причастий
§ 139. Гласные в причастиях перед нн
§ 140. Правописание нн в причастиях
§ 141. Правописание не с причастиями
§ 142. Переход причастий в другие части речи
Деепричастие
§ 143. Понятие о деепричастии
§ 144. Признаки глагола и наречия у деепричастия
§ 145. Словообразование деепричастий
§ 146. Деепричастие и причастие
§ 147. Роль деепричастий в речи
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
§ 148. Роль служебных слов в речи
Предлог
§ 149. Понятие о предлоге 
§ 150. Разряды предлогов по значению
§ 151. Разряды предлогов по происхождению
§ 152. Правописание предлогов
Союз
§ 153. Понятие о союзе
§ 154. Сочинительные союзы
§ 155. Подчинительные союзы
§ 156. Правописание союзов
Частица
§ 157. Понятие о частице
§ 158. Формообразовательные и словообразовательные частицы
§ 159. Разряды частиц по значению
§ 160. Правописание не и ни
Междометие
§ 161. Понятие о междометии
§ 162. Междометные предложения.
Переход слов из одной части речи в другую (обобщение)
§ 163. Следствия взаимодействия частей речи
§ 164. Взаимодействие знаменательных частей речи
§ 165. Взаимодействие знаменательных и служебных частей речи
§ 166. Взаимодействие служебных частей речи
8 КЛАСС СИНТАКСИС
§ 167. Понятие о синтаксисе и пунктуации
§ 168. Виды связи между словами и предложениями
§ 169. Способы подчинительной связи
Словосочетание
§ 170. Основные виды словосочетаний
§ 171. Классификация подчинительных словосочетаний по характеру главного слова
§ 172. Цельные словосочетания
Предложение
§ 173. Понятие о предложении
§ 174. Виды предложений по цели высказывания
§ 175. Виды предложений по эмоциональной окраске
Простое предложение
§ 176. Основные виды простого предложения
§ 177. Смысловой центр предложения
§ 178. Порядок слов в предложении
§ 179. Логическое ударение
Главные члены предложения
§ 180. Понятие о главных членах предложения
§ 181. Подлежащее и способы его выражения
§ 182. Сказуемое и его основные типы
§ 183. Простое глагольное сказуемое
§ 184. Составное глагольное сказуемое
§ 185. Согласование глагольного сказуемого с подлежащим
§ 186. Составное именное сказуемое
§ 187. Согласование именного сказуемого с подлежащим
§ 188. Тире между подлежащим и сказуемым
Второстепенные члены предложения
§ 189. Понятие о второстепенных членах предложения
§ 190. Определение
§ 191. Приложение
§ 192. Дополнение 
§ 193. Основные виды обстоятельств
§ 194. Синтаксические функции инфинитива
Односоставные предложения
§ 195. Понятие об односоставных предложениях
§ 196. Определённо-личные предложения
§ 197. Неопределённо-личные предложения
§198. Обобщённо-личные предложения
§ 199. Безличные предложения
§ 200. Инфинитивные предложения
§ 201. Номинативные предложения 
§ 202. Вокативные предложения
Полные и неполные предложения
§ 203. Особенности строения полных и неполных предложений 
Осложнённые предложения
§ 204. Предложения с однородными членами
§ 205. Союзы при однородных членах
§ 206. Обобщающие слова при однородных членах
§ 207. Однородные и неоднородные определения
§ 208. Понятие об обособлении
§ 209. Общие условия обособления определений
§ 210. Обособление согласованных определений
§ 211. Обособление несогласованных определений
§ 212. Обособление приложений
§ 213. Обособление дополнений
§ 214. Обособление деепричастных оборотов
§215. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
§ 216. Обособление уточняющих членов предложения
§ 217. Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями
§ 218. Предложения с обращениями
Слова-предложения
§ 219. Особенности слов-предложений
9 КЛАСС
Сложное предложение

§ 220. Основные виды сложных предложений
Сложносочинённые предложения
§ 221. Союзы и значения сложносочинённых предложений
§ 222. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях
Сложноподчинённые предложения
§ 223. Строение сложноподчинённых предложений
§ 224. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях
§ 225. Роль указательных слов в подчинении предложений
§ 226. Особенности присоединения придаточных предложений к главному
§ 227. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
§ 228. Виды придаточных предложений
§ 229. Придаточные подлежащные
§ 230. Придаточные сказуемые
§ 231. Придаточные определительные
§ 232. Придаточные дополнительные
§ 233. Придаточные обстоятельственные
§ 234. Придаточные присоединительные
Сложные бессоюзные предложения
§ 235. Значения сложных бессоюзных предложений. Знаки препинания в них
§ 236. Сложные многокомпонентные предложения
§ 237. Период
Предложения с чужой речью
§ 238. Способы передачи чужой речи
§ 239. Предложения с прямой речью
§ 240. Предложения с косвенной речью
§ 241. Несобственно-прямая речь
§ 242. Цитаты и способы цитирования
А что дальше? 
Приложение
Виды анализа (разбора) единиц языка

Скачать книгу
Смотри другие книги и пособия для подготовки к ЕГЭ

В начало страницы