РУССКИЙ ЯЗЫК. ГИА 9. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

ГИА по русскому языку

ГИА 2013. Русский язык : сборник заданий : 9 класс / С. И. Львова. — М. : Эксмо, 2012. — 400 с. — (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме): 9 класс. Сборник заданий).

Издание адресовано выпускникам 9-го класса и предназначено для подготовки к государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по русскому языку.
В книгу включен разнообразный материал, который поможет ученику повторить изученное в 5—9-х классах, потренироваться в выполнении тестовых заданий, получить информацию о типичных ошибках при выполнении экзаменационной работы и рекомендации для подготовки к экзамену.
Издание окажет помощь учителям, репетиторам и родителям при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Посмотрите и скачайте ДЕМО-2013 ГИА по русскому языку
Скачайте и прослушайте на своём плеере (mp3) тескт изложения ДЕМО-2013

ВВЕДЕНИЕ

Вы держите в руках одну из книг учебно-тренировочного комплекта, который поможет вам подготовиться к письменно­му экзамену по русскому языку в 9-м классе. Комплект состоит из двух книг:

1.  ГИА 2013. РУССКИЙ ЯЗЫК. Тренировочные задания. 9 класс. В эту книгу включены  10 вариантов,  максимально приближенных к демонстрационной версии экзаменационной работы по русскому языку 2010 года, и ответы ко всем вариан­там. Выполняя предлагаемые варианты письменных работ, вы получаете возможность проверить уровень своей готовности к предстоящему испытанию и выяснить, какие задания требуют специальной подготовки и усиленной тренировки.

2. ГИА  2013.  РУССКИЙ  ЯЗЫК. Сборник  заданий. 9-й класс. Это пособие (его вы держите в руках) поможет орга­низовать многоаспектную подготовку к экзамену, на котором, как известно, проверяются знания, умения и навыки за весь курс основной школы. В пособие включены не только задания, аналогичные тем, которые будут предложены на экзамене, но и разнообразный материал, позволяющий вам повторить изученное в 5—9 классах по всем разделам школьного курса и тем самым лучше подготовиться к предстоящему экзаменационному испытанию. Книга даёт возможность совершенствовать сложные коммуникативные умения, которые проверяются на экзамене: писать сжатое изложение, читать и анализировать текст, писать небольшие по объёму сочинения-рассуждения на линг­вистическую и морально-этическую тему.
Чтобы правильно организовать работу со второй книгой (со сборником упражнений), нужно обязательно получить представление о содержании письменного экзамена по русскому языку и особенностях проведения этого экзамена.
Для этого обратитесь сначала к документам, которыми руководствуется школа при проведении экзамена (см. книгу Львовой С. И., Замураевой Т. И. ГИА 2013. Русский язык. Тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2012. Познакомившись с этими материалами, вы будете знать, что собой представляет экзамен по русскому языку, в какой форме будут предъявляться задания и каков уровень сложности каждого из них. Нужно также обязательно познакомиться и с критериями оценивания экзаменационной работы, чтобы составить представление о тре­бованиях, которые будут предъявляться к работе выпускника. В инструкции для учащихся, включённой в демонстрационный вариант, даны советы девятикласснику, как лучше организо­вать работу на экзамене, распределить время и успешно спра­виться со всеми заданиями.
Напомним, что экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, на выполнение которых в общей сложности отводится 4 часа (240 минут). За это время девятиклассники последовательно выполняют на экзамене следующую работу.

  1. Примерно 80 минут выпускники пишут сжатое изложение прослушанного дважды текста.  Исходный текст состоит примерно из  250—300 слов,  изложение же ученика должно включать не менее 90 слов.
  2. Затем в течение примерно 60 минут выпускники работают с напечатанным на бланке текстом. Сначала они читают его, стараясь как можно глубже понять содержание, а затем выпол­няют 21 задание на основе этого текста: 7 тестов с выбором от­вета (задания группы А) и 14 тестов с кратким ответом (задания группы В). При этом надо помнить, что к каждому тестовому заданию с выбором ответа (задания А1—А7) предлагается четыре варианта ответа, и только один из них является правильным (нужно обвести цифру верного ответа кружком). При выполнении тестов с кратким ответом (задания В1—В14) сначала придётся сформулировать ответ, а затем вписать его (словами или цифрами) в отведённое для этого место на листке.
    Задания группы А проверяют умения по текстоведению (речеведению): способность глубоко и точно понимать содержание прочитанного текста, его основные проблемы; определять основную мысль, позицию автора текста или одного из его героев, авторское отношение к герою или какому-либо вопросу, затронутому в тексте; устанавливать смысловые отношения между предложениями и средства связи между ними, опознавать языковые средства выразительности, использованные в тексте.
    Задания группы В составлены таким образом, что с их помощью проверяется подготовка каждого девятиклассника по всем разделам курса русского языка. Одни задания напрямую связаны с тем или иным разделом лингвистики, изучающимся в школе. Так, понятно, что следующие вопросы проверяют знания и умения из области синтаксиса: определить грамматическую основу предложения, установить количество грамматических основ в сложном предложении, найти предложение заданной структуры (например, бессоюзное сложное предложение), преобразовать словосочетание одного вида в синонимическое по значению словосочетание другого вида и т.п. При выполнении других заданий потребуются знания и умения из разных областей лингвистики. Например, чтобы найти слова с чередующейся безударной гласной в корне или слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначае­мого следующей после приставки буквой, нужно не только владеть орфографическими правилами, но и уметь проводить морфемный и фонетический анализы слова.
  3. И наконец, примерно в течение 100 минут учащиеся пишут небольшое по объёму сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста (сочинение должно содержать не менее 50 слов). Однако сначала ученику придётся выбрать одно из предлагаемых в работе заданий: написать сочинение-рассуждение либо на лингвистическую тему (задание С2.1), либо на морально-нравственную тему (задание С2. 2). В том и другом сочинении требуется привести не менее двух аргументов из прочитанного текста, подтверждающих рассуждения автора сочинения. Приводя примеры, нужно указывать номера нужных предложений или применять цитирование.
    Имейте в виду, что выполненные текстовые задания в какой-то мере готовят к написанию сочинения: задания группы А — к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (С2. 2), а задания группы В — к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1).

Таким образом, в течение 4 часов выпускник выполняет разнообразную работу, демонстрируя при этом, как он овладел важнейшими практическими навыками во всех областях род­ного языка. Особо обращаем внимание на то, что при этом на экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём (такая возможность предоставляется ученикам через 70 минут после начала экзамена). Именно поэтому нужно хорошо пони­мать, на какие вопросы, связанные с правописанием, можно получить ответы в этом словаре, а на какие — нельзя. А для этого нужна серьёзная практика работы со справочной литературой подобного типа. К сожалению, девятиклассники крайне редко используют словари на экзамене, поэтому нужно вырабатывать привычку обращения к лингвистическим словарям и овладевать навыками работы с ними!
Итак, на экзамене проверяется подготовка учеников по всему курсу русского языка и в соответствии с этим — разнообразные умения и навыки:

  1. письменно передавать содержание прослушанного текста в виде сжатого изложения, используя разные способы сжатия информации;
  2. читать текст и анализировать его содержание;
  3. проводить разнообразные виды анализа языковых явлений, представленных в прочитанном тексте;
  4. писать небольшое по объёму сочинение-рассуждение на основе   прочитанного   текста;    убедительно   аргументировать свою точку зрения, приводя не менее двух доказательств; уместно употреблять цитирование;
  5. использовать  орфографический  словарь  при  написании изложения и сочинения.

Анкетирование и беседы с девятиклассниками, участвовавшими в итоговой аттестации по новой форме, свидетельствуют о том, что большие затруднения при подготовке к экзамену и в процессе написания самой экзаменационной работы вызывает как творческая часть работы (написание изложения и сочинения), так и выполнение заданий, связанных с языковым разбором. Именно поэтому подготовка к экзамену представляет собой многоаспектную работу, которая предполагает и углублённое повторение изученного ранее материала (в 5—9 классах!), и по­стоянную тренировку в языковом анализе, и развитие коммуникативных умений, связанных с восприятием чужого текста (на слух и/или зрительно), с анализом текста и созданием соб­ственного речевого высказывания, которое соответствовало бы определённым требованиям.
Вот почему в данной книге можно найти тренировочный материал по всем разделам школьного курса, которые изуча­ются на уроках русского языка и которые так или иначе представлены в содержании экзамена.
Не случайно в названии книги указано, что это сборник заданий: действительно, ученик, работающий с ней, получит возможность потренироваться в выполнении разнообразных за­даний по каждому разделу школьного курса. При этом следует быть  внимательным  к  тому,   как   сформулировано  задание.
Практика показывает, что ошибки часто возникают из-за невнимательности экзаменуемого.
Однако в книге даны не только тренировочные упражнения, но и важные теоретические сведения, которые позволят лучше понять, что собой представляет экзамен по русскому языку в новой форме, какие сложности подстерегают каждого ученика при изучении того или иного раздела школьного курса и как лучше подготовиться к выполнению практических заданий.
В пособии содержится информация о том, какие умения в той или иной области языка проверяются на экзамене в 9-м классе, с помощью каких заданий они могут быть проверены (даны разные варианты формулировок заданий). В предельно сжатой форме представлен важнейший теоретический материал (который очень важен при подготовке к экзамену, но, как правило, не содержится в школьных учебниках), указаны типичные ошибки, даны необходимые инструкции для правильной организации анализа языкового явления — без учета этой информации нельзя отрабатывать практические навыки и успешно выполнять упражнения.
Кроме того, по каждому разделу школьного курса русского языка предложен языковой материал (перечни слов, подборка предложений или текстов), на основе которого можно организовать разнообразную работу. Обращаем внимание на то, что эта книга рассчитана не только на работу ученика под руководством учителя. В ней могут принимать участие и родители, братья и сестры, товарищи, которых можно попросить продиктовать какой-либо фрагмент (например, текст изложения, словарный диктант). Пользуясь книгой, вы сможете самостоятельно проверить правильность выполнения работы, оценить проделанную работу, сделать выводы, провести работу над ошибками.
В заключение хочется отметить, что письменный экзамен проверяет также орфографическую и пунктуационную грамотность, поэтому следует уделить внимание работе над теми ошибками, которые вы допускаете при написании диктантов, изложений, сочинений, при выполнении разнообразных упражнений и заданий на уроках русского языка и при выполнении домашних работ.
Желаем вам терпения в работе и удачи на экзамене!

Скачать книгу
Смотри другие книги и пособия для подготовки к ЕГЭ

В начало страницы