ШКОЛЬНЫЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Словообразовательный словарь

А.Н. Тихонов – Школьный словообразовательный словарь русского языка
Пособие для учащихся. 3-е издание. Москва - Культура и традиции

Ваше старание при чтении словаря обязательно принесет вам желаемый успех. В добрый путь! Успешного путешествия по сло­варю! В нем вы откроете много новых «стран», о существовании которых до сих пор и не подозревали. Жизнь слов так же интересна, как и жизнь их творцов — людей, народов.

 

Прочти внимательно!
Многие знают: листать словари — огромное удовольствие.
Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов,
на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом,
со взглядом в завтра, с названием шумных мест и закоулков Земли,
с проблемами, именами, с тайнами и загадками.
В. М. Песков

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ.
ЧЕМУ УЧИТ ЭТОТ СЛОВАРЬ

Дорогие ребята! Слова в русском языке разнообразны по своей структуре. Они могут состоять только из корневой части, которая равняется одному  звуку. Таковы предлоги я, с, о, у, в, союзы и, а, междометия. Слова, состоящие только из корня, чаще имеют более сложный звуковой состав.
Например: да, нет, на, ура, там, так, ведь, даже, мимо, иначе, пальто, такси, кенгуру, кукареку и т. п. Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание, окончание и суффикс или приставку: дел-о, окн-о, школ-а, бел-ый, мог-у, печ-ёт; вод-иц-а, пят-ер-о, мяу-ка-ет; на-пиш-у, под-групп-а, во-внутрь, по-всюду, по-стро-им и т. п. Приставок и суффиксов в слове может быть несколько: по-на-при-ши-ва-л-и, по-на-при-би-ва-л-и; по-за-сид-е-л-и-сь, по-за-гост-и-л-и-сь; по-стар-ик-ов-ск-и; шелк-ов-ист-еньк-ий, вод-ян-ист-ость и др.
В таких словах обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть, ср.: понавыдёргивать, понавыдумывать, понаоткрывать, понаглядеться, понапришивать; понагляделись, попроветрились; попризадуматься, попринарядиться; попризадумавшийся, попринарядившийся; переозвучивающийся, переоценивающийся; попризадумайтесь-ка и т. п.
Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понять их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений   всех   его составных   элементов.
Еще труднее разобраться в составе сложных слов. Среди них нередко встречаются слова, состоящие из 10 и более частей. Например: фрезерно-сверлильно-расточный (12 частей), автомобильно-железнодорожно-водный (13), бронебойно-зажигательно-трассирующий (15) и др.

Но разве только такие слова трудно разбирать по составу?

В языке много простых слов, которые не легче членить на части. При разборе слов часто встает вопрос, членится ли данное слово или оно является нечленимым, состоит лишь из корня. Так, существительное утка членится на окончание -а и основу утк- (ср.: утк-и, к утк-е, с утк-ой и др.)- В то же время однокоренные слова ут-ёнок, ут-ин-ый выделяют общую часть ут-. Значит ли это, что ут- корень? А что обозначает в основе существительного утк-элемент -к-? Нужно ли его вычленять, если он ничего не выражает? Ведь суффикс всегда что-то выражает. Кроме того, возникает еще один вопрос: если слово утка имеет основу, состоящую из корня и суффикса, то какая это основа — производная или непроизводная? К производным ее не отнесешь, так как она не имеет производящей основы: у каждого производного слова в языке существует своя производящая основа. Значит, слово утка — это непроизводное слово. В нем к не является суффиксом, так как не обладает собственным значением. При образовании слов ут + ёнок, yт + ин + ьй конечный звук основы утк- к усекается. Следовательно, существительное утк(а) имеет вариантную основу: утк- (полная, не­усеченная основа) и ут- (усеченная основа, которая встречается в производных словах, образованных от существительного утк(а). Явление усечения производящих основ при образовании слов в русском языке встречается часто. Особенно это касается звука к.

Все слова русского языка делятся на два типа — непроизводные и производные. Подавляющее большинство слов — производные. В 1985 г. был издан составленный нами двухтомный «Словообразовательный словарь русского языка», который включает 145 тысяч слов. И вот из всего этого лексического массива лишь 19 тысяч являются непроизводными. Следует особо отметить, что наибольшую трудность при разборе по составу и при словообразовательном анализе вызывают именно производные слова. И это не случайно. Ведь при образовании слов используются различные словообразовательные средства, что приводит к изменению внешнего вида корня или всего слова. Так, например, особенно трудными для анализа являются производные слова, которые оказываются короче своих производящих. Ср.: бежать и бег, лететь и лет, смотреть и смотр. В этих парах производными являются бег, лет, смотр. Казалось бы, они должны быть длиннее своих производящих глаголов бежать, лететь, смотреть. Но, как видим, оказалось наоборот. Производные бег, лет, смотр образованы путем усечения глагольных суф­фиксов -а/ть, -е/ть. Таких слов в русском языке немало. Поэтому порой бывает непросто определить, какое же слово является произ­водным, а какое — непроизводным.
Облегчить словообразовательный анализ и разбор слов по составу  должен   «Школьный   словообразовательный   словарь  русского языка», который поможет разобраться, какие слова являются непроизводными, а какие относятся к производным. Если слово производное, то словарь подскажет, от какого родственного слова и с помощью каких словообразовательных средств оно образовано. Поэтому словарь называется словообразовательным. А так как он включает в значительной степени именно те слова, состав которых анализируется в процессе изучения русского языка, понимание которых необходимо учащимся, словарь имеет уточнение — школьный, подчеркивая тем самым, что это учебный спра­вочник, адресованный прежде всего школьникам.

Словообразование — один из важнейших разделов курса русского языка. К ведению словообразования относятся все производные слова. Словообразование является одним из главных источников пополнения словарного состава, хотя лексика русского языка (как и лексика любого другого языка) пополняется не только путем образования новых слов на базе существующих. Как известно, язык пополняется также заимствованием слов из других языков. Однако заимствования в русском языке составляют небольшую его часть — не более 10%. Все остальные слова имеют русское происхождение, созданы на почве русского языка.

Образование слов — процесс активный и постоянный. Так, сравнительно недавно появились слова атомоход, космодром, ракетодром, прилуниться, прилунение, луноход, пылесосить, пропылесосить, сверхдлинный, бетонка, брассист, брас­систка, внеземной, водительница, стеклоцемёнт, стекловата, стеклоплитки, стеклоткани и т. п. Все они не заимствованы, а образованы в русском языке по готовым образцам. Например, имя существительное атомоход образовано путем сочетания двух основ атом- и ход- (от ходить) с помощью соединительного гласного о по образцу слов пароход, теплоход и др.; слова космодром, ракетодром созданы по типу существительных аэродром, танкодром; глагол прилуниться образован от существительного луна добавлением к его основе (-лун-) приставки при-, суффиксов -и-  и  -ся  (при-лун-и-ть-ся)  по образцу  глагола приземлиться.
Изучение и знание законов словообразования, состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания. Дело в том, что словообразование тесно связано с ор­фографией. Многие орфографические правила прямо опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять их смысл, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить части слов и точно определять границы между ними. Например, правописание она в словах умалять и умолять требует знания их смысла, а смысл подсказывает их строение.

Словообразование прочно связано с культурой речи. Для правильного понимания смысла слов, точного их употребления необходимо разбираться в составе слова. Чутье к слову можно развивать в себе только внимательным отношением к составным элементам слова, которые часто выступают выразителями тончайших оттенков значения, отличающих одно слово от другого. Ср. однокоренные слова с различными приставками и суффиксами: гордость и гордыня, горячка и горячность, дарёный и даровой, динамика и динамичность, похоронить и захоронить, оценить и расценить, обсудить и осудить, оплатить, выплатить и заплатить, освоить и усвоить, эффектный и эффективный.
Непонимание оттенков значения ведет к неправильному употреблению слов. Так, например, нередко говорят и пишут «одеть очки» вместо надеть очки. В магазинах продавцы часто спрашивают: «Вам порезать (колбасу, сыр, хлеб)?» вместо Вам нарезать? О подобных ошибках с возмущением говорил замечательный советский писатель Б. А. Лавренев: «Мне физически больно слышать изуродованные русские слова учёба вместо ученье, захоронение вместо похороны, глажка вместо глаженье; зачитать вместо прочитать или прочесть. Люди, которые так говорят,— это убийцы великого, могучего, правдивого и свободного русского языка, того языка, о котором так часто, с такой любовью к его живому звучанию говорил и писал Ленин»
Знание правил словообразования, умение членить слово на со­ставные компоненты, определять роль и значение частей слова помогает избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, способствует повышению грамотности и культуры речи.

В «Школьном словообразовательном словаре русского языка» отражены родственные связи однокоренных слов. Каждое слово в нем окружено своей родней и показано место каждого однокоренного слова среди близких и дальних род­ственников: от какого слова оно образовано и какие слова образованы от него. Так, глагол белить создан на базе прилагательного белый: бел (ый) - бел-и-ть. От слова белить, в свою очередь, образованы: белится, белила, белильщик, белильный, белёный, выбелить, добелить, забелить, набелить, обелить, отбелить, перебелить, побелить, подбелить и др.
От одного слова может быть образовано большое количество слов. Так, например, от числительного два образовано 265 слов. А родственников у слова может быть и еще больше: у слова рука их 153, холод — 157, гнать — 275, свет (лучистая энергия) — 288, ходить — 470, два — 547, половина — 5871.
Все однокоренные слова вместе составляют одно гнездо, или «семью». В больших «семьях» бывает трудно определить, какое производное слово от какого конкретного производящего образовано. Чтобы облегчить их поиск, в словаре использованы стрелки. Они и приведут к искомому слову. Только нужно внимательно следить, куда ведут стрелки. Это требует определенного терпения. Внимательно вчитывайтесь в словарную статью, и вы непременно узнаете, как образовано интересующее вас слово.
В книге широко представлены слова из школьного орфографического словаря и того орфографического минимума, который предусмотрен для средней школы. Они снабжены черной точкой. Чтобы хорошо запомнить написание слов, необходимо разобраться в их структуре, надо знать их состав. Если вы будете постоянно пользоваться словарем, то постепенно узнаете все законы образования и членения слов, научитесь «разбирать» и «собирать» слова по частям, а в результате будете правильно употреблять однокоренные слова в речи, как письменной, так и устной.
В словаре вы найдете также слова, включенные в упражнения по словообразованию. Когда будете выполнять эти задания и натолкнетесь на трудности, обязательно загляните в словарь и получите нужный ответ.
Систематически наводя справки в словаре, вы ознакомитесь с гнездами слов разных частей речи — имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, междометий, звукоподражаний. Если будете их анализировать, заметите, что они очень разнообразны по своей структуре, по комбинации производных слов, относящихся к различным частям речи, по количеству слов и т. д. В гнездах увидите разные по длине и своему составу частей речи цепочки. В них от звена к звену иногда перемещается ударение в словах, происходит чередование звуков.
Исходные (непроизводные) и производные слова в гнездах сильно отличаются по своей словообразовательной активности. Они порождают разное количество слов, разные по строению производные слова. В гнезде имеются слова, от которых образуется большое количество слов, и слова, от которых ни одно производное слово не образуется, т. е. слова, не участвующие в словопроизводстве. Обратите внимание, какие это слова, встречаются ли такие же слова в других гнездах. Постарайтесь выяснить, исходя из ваших наблюдений, по какой причине они не участвуют в словообразовании.
В гнездах различных частей речи найдите самые сложные по своему составу слова. Проследите, в какой последовательности присоединяются суффиксы и приставки к корню в словах разных частей речи.
Если вы внимательно и всесторонне будете анализировать гнез­да, у вас возникнет много интересных вопросов, на которые сами же сможете ответить с помощью словаря. Для этого необходимо ознакомиться с особенностями словаря, узнать, какова в нем струкура словарной статьи, как размещены в гнездах производные слова (там есть свои строгие закономерности и порядки!), какие сведения о слове может дать словарь и чего в нем не следует искать. При этом, конечно, надо хорошо запомнить всю систему знаков, используемых в словаре. Считайте, что это дорожные знаки, указатели, очень важные для идущего по путям-дорогам словаря!
Ваше старание при чтении словаря обязательно принесет вам желаемый успех. В добрый путь! Успешного путешествия по словарю! В нем вы откроете много новых «стран», о существовании которых до сих пор и не подозревали. Жизнь слов так же интересна, как и жизнь их творцов — людей, народов.

Скачать книгу
Смотри другие книги и пособия для подготовки к ЕГЭ

В начало страницы